Если ребенок еще не говорит, значит ли это, что он нас не понимает? И что нужно учитывать при контакте с младенцами родителям, которые хотят сделать лучшее для своих детей?

Что понимает младенец?Вадим Ротенберг 
психофизиологВсе статьи

Что понимает младенец?
Что понимает младенец?«Женщина скрыла бурное прошлое»557841Что понимает младенец?«Любимая девушка сына пишет ему пошлые сообщения»4015Что понимает младенец?Откуда берется дежавю?128302

До тех пор, пока ребенок не вступает в вербальный контакт или хотя бы способен выполнять наши словесные инструкции или определенно реагировать на наши слова, нам трудно судить о том, какие выражения он понимает. Большинство родителей полагает, что младенец не понимает их совсем. Так ли это?

Когда моей дочери было месяцев семь или восемь, нам с женой показалось, что у нее искривлены ножки. Это вызвало у нас сильное волнение, и мы неоднократно присаживались у ее кроватки, приподнимали одеяльце, внимательно осматривали ножки и каждый раз произносили фразы, в которых было это сочетание слов: «ножки кривые».

В конце концов мы пригласили детского ортопеда. Он осмотрел девочку и сказал нам с полной уверенностью, что наши страхи не имеют никаких оснований, что это у нас кривые мозги (так и сказал!), а у дочки с ножками все в порядке. Мы сразу успокоились и забыли об этом. Вспомнили только через год с лишним, когда девочка начала говорить.

Она приходила к маме или ко мне с каждой новой подаренной куклой и с неизменным требованием: «Выпрямите ножки!» Сначала мы делали вид, что действительно их выпрямляем, прямо у нее на глазах, и на короткое время девочка успокаивалась. Но ведь изменить форму ножек у пластмассовых кукол невозможно, и через короткий промежуток времени она подходила с той же просьбой.

Читайте:  «Как перестать ревновать мужа к его маме?»

Мы не могли понять, откуда это взялось, и спрашивали у друзей, не было ли таких же требований у их детей. Никто не помнил ничего подобного. И тогда мы вдруг вспомнили наше беспокойство по поводу ее кривых ножек и разговоры об этом над колыбелью. Тогда мы были уверены, что девочка не может понять, о чем мы говорим. Теперь мы догадались, что между нашими разговорами и нынешними требованиями дочки есть прямая связь.

У ребенка в первые месяцы жизни уже есть способность к восприятию достаточно сложных понятий

Но вот что было удивительно. Когда мы с женой делились впечатлениями о «кривых ножках», мы ни разу не говорили, что их надо выпрямить. Это было вне наших возможностей, мы только думали, с кем можно посоветоваться, что делать.

Каким же образом разговор о кривых ножках трансформировался у дочки в требование их выпрямить, и не у нее, а у кукол, у которых они действительно не были прямыми? Неужели в семь-восемь месяцев ребенок уже так хорошо понимает смысл разговора взрослых, что способен не только запомнить его на год с лишним, но и перенести с обсуждения своих ножек на чьи-то еще?

Это означает, что у ребенка в первые месяцы жизни уже есть способность к восприятию достаточно сложных понятий («кривые ножки, требующие выпрямления»). Но куда исчезает такая способность к пониманию, когда ребенок немного подрастает, — ведь в возрасте полутора лет и позже детей приходится специально обучать определенным простым понятиям, они не приходят сами? А судя по нашему опыту, они должны были бы их усвоить еще в первые полгода.

Читайте:  «Дочь-подросток отдаляется от меня. Это моя вина?»

Младенец в семь месяцев еще не может овладеть таким понятием, как кривые ножки, да еще вместе с уверенностью, что их надо выпрямить. С чем же мы столкнулись?

Что понимает младенец?

Дочка в ее семь месяцев уже была знакома со звуком слова «ножки». Родители часто называют ребенку разные части его тела и указывают ему на них, так что между звучанием слова и зрительным впечатлением от собственных ножек и ручек возникают ассоциации, и когда он слышит термин, он может представить обозначенную им часть своего тела.

У детей с первых месяцев жизни начинает развиваться правое полушарие мозга, обеспечивающее восприятие звуковых и зрительных сигналов из внешнего мира, особенно тех, которые имеют к ним отношение. Недаром младенец часто успокаивается, когда просто видит или слышит маму. Зачатки восприятия слов возникают в правом полушарии очень рано, именно первые зачатки, отдельные повторяющиеся звуки, связанные с эмоциональными переживаниями.

Но в наших разговорах с женой к привычному слову «ножки» звучало слово «кривые», понять которое девочка тогда вряд ли могла. Однако произносилось это словосочетание в контексте нашего волнения, нашей тревоги за дочь, а эмоциональное состояние других людей, особенно близких, ребенок начинает воспринимать очень рано. Это тоже функция правого полушария. Поэтому младенец может начать плакать только потому, что мать чем-то расстроена.

Ассоциация некоторых звукосочетаний с эмоциональным состоянием родителей может оставить прочный след в памяти

Мне как-то рассказали, что младенец трех-четырех месяцев горько плакал, когда бабушка ставила на нем эксперимент: нежным голоском говорила ему всякие неприятные, оскорбительные слова. Если он не слышал этих же слов раньше, произнесенных совсем другим, злобным тоном (а можно ли это гарантировать при такой бабушке?) и не запомнил сочетание этих звуков с эмоциональными интонациями, то объяснением плача может быть только улавливание ребенком неестественных интонаций голоса и реакция на эту неестественность.

Читайте:  Дочь брала деньги на вымышленную болезнь - Истории из реальной жизни

Думаю, что именно благодаря эмоциональному контексту дочка так прочно запомнила сочетание звучания уже знакомого слова «ножки» с непонятным словом «кривые». Это еще не было осознанием самого понятия «кривые ножки», а только его фиксацией в памяти в связи с сопровождающим его волнением родителей.

Когда после полутора лет у нее начала развиваться речь и понятие ножек уже стало относиться к любым ножкам, не только к собственным, и она стала понимать, что такое «кривые» предметы и что прямое противоположно кривому, у девочки могло проявиться интуитивное ощущение необходимости «выпрямления», ибо кривые ножки ассоциировались с чем-то неприятным, с переживанием родителей.

Она не могла успокоиться, пока действительно кривые ножки кукол не выпрямлены. Или пока не сформируется новый уровень представлений, что у кукол они и должны быть такими и это никого не тревожит.

Показательно, что ассоциация некоторых звукосочетаний с эмоциональным состоянием родителей может оставить прочный след в памяти. Родителям надо это помнить, когда при младенце они обсуждают волнующие их проблемы.

Поделитесь с нами своим мнением

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here