31 октября 1913 года на ходовых испытаниях эскадренный миноносец «Новик» показал мировой рекорд скорости — 37,7 узла. Это был первый эсминец российской постройки с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления, отапливаемыми только жидким топливом.  Как эсминец "Новик" установил мировой рекорд скорости в 1913 году  Фото: Wikimedia.org

Заложили «Новик» 19 июня 1910 года в Петербурге на стапеле Путиловского завода. Именно он выиграл в январе 1909 года конкурс «Особого комитета по усилению флота». В основу проекта корабелы под руководством Алексея Крылова положили инновационную идею установки тяжелых турбинных механизмов и судовых котлов.

Читайте:  Экспортные вездеходы на базе БТР-80 отправились в дальнее зарубежье

Кстати, название «Новик» предложил командующий Балтийским флотом вице-адмирал Николай Эссен в память о героически погибшем в русско-японской войне крейсере 2-го ранга, которым он командовал в 1902-1904 годах. Император Николай II утвердил название.

При проектировании «Новика» конструкторы Путиловского завода акцентировали особое внимание на обеспечении живучести корабля. А вот вооружили эсминец четырьмя двойными торпедными аппаратами диаметром 457 миллиметров. Артиллерийское вооружение — четыре пушки с унитарными снарядами калибра 102 миллиметра и переносные пулеметы системы «Максим».

К концу 1910 года завершили формирование корпуса, сделали котлы и турбины. 21 июня 1911 года корабль спустили на воду. В августе 1912 года после испытаний эсминец признали годным к приему в казну. На ходовых испытаниях в октябре 1913 года «Новик» развил скорость в 37,7 узла. Это был мировой рекорд. Высокую скорость обеспечивали паровые турбины германской фирмы «Вулкан».

Читайте:  Польша может отказаться от закупки самолетов F-35

 Как эсминец "Новик" установил мировой рекорд скорости в 1913 году

К началу Первой мировой войны эсминец являлся лучшим кораблем в своем классе. Он послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения.

Читайте:  "Концерт" с огоньком: как советские партизаны воевали в тылу немцев

Последняя операция «Новика» в первой мировой войне — Моонзундское сражение. После него корабль поставили на ремонт и в гражданской войне он не участвовал. Потом его модернизировали — поменяли навигационное оборудование и радиосвязь, двухтрубные торпедные аппараты заменили трехтрубными. В 1926 году «Новик» переименовали в «Яков Свердлов».

Погиб корабль 28 августа 1941 года. Его направили в Таллин для эвакуации защитников города. В «Якова Свердлова» попала торпеда, разломившая эсминец пополам. Корабль затонул.у острова Мохни в Финском заливе Балтийского моря.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here