Алексею РЎРєСЂРёРїРЅРёРєСѓ 27 лет, его сайту «Р‘рифли» — 13. Рто самая большая библиотека кратких изложений РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј «Р‘рифли» используют школьники Рё студенты филологических РІСѓР·РѕРІ, которым РЅРµ хватает времени или желания читать заданные произведения полностью. Чувствует ли Алексей РІРёРЅСѓ Р·Р° популяризацию кратких пересказов, что думает РѕР± уроках литературы РІ школах Рё каким РІРёРґРёС‚ образование будущего?
Алексей РЎРєСЂРёРїРЅРёРє, основатель библиотеки кратких изложений «Р‘рифли»
— РЈ вас сейчас самый крупный проект СЃ краткими содержаниями РІ Рунете?
— Да, если брать только краткие содержания, то самый крупный. Сейчас РЅР° «Р‘рифли» РІ среднем 2-3 млн уникальных посетителей РІ месяц, большинство школьники. Летом меньше. РќРѕ есть еще сайты, которые РїРѕРјРёРјРѕ кратких изложений дают готовые сочинения, биографии, РґСЂСѓРіСѓСЋ полезную информацию. РћРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ покрупнее, например, Литра.СЂСѓ больше раза РІ РґРІР°.
— РљРѕРіРґР° РІС‹ создавали «Р‘рифли», то рассчитывали РЅР° такой масштаб?
— Нет, это произошло случайно. «Р‘рифли» СЏ создал, РєРѕРіРґР° учился РІ 10-Рј классе, РІ 2003 РіРѕРґСѓ. РўРѕРіРґР° СЏ просто тренировался, как делать сайты. РњРЅРµ показалось, что РІСЃРµ существующие сайты СЃ краткими изложениями сделаны неправильно, Р° СЏ сделаю хорошо Рё круто. РќРѕ тогда СЏ РїРѕРґС…РѕРґРёР» Рє этому чисто СЃ технической Рё эстетической стороны.
— РќР° какую аудиторию ориентировались?
— Р’ 10-Рј классе СЏ это делал РІ первую очередь для себя. РЇ был школьником, который РЅРµ всегда хотел читать РєРЅРёРіРё, которые РЅСѓР¶РЅС‹ РїРѕ программе. РўРѕРіРґР° Сѓ меня была РѕРґРЅР° цель — упростить Р¶РёР·РЅСЊ таким, как СЏ.
РџРѕР·Р¶Рµ появился сценарий «РїСЂРѕС‡РёС‚ать РїРѕ диагонали Рё понять, стоит ли читать полный текст». РџСЂРѕ это написали сами читатели «Р‘рифли», Рё некоторые действительно пользуются сайтом, чтобы понять, интересно РёРј произведение или нет.
— РЈ вас РЅР° сайте указано время РЅР° прочтение оригинала Рё краткого содержания. Р’С‹ этим подталкиваете людей пойти прочитать оригинал, если РѕРЅ, допустим, полчаса всего займет?
— РЇ просто честно пишу, что пересказ займет столько, Р° оригинал столько. Р�РЅРѕРіРґР° это показывает, насколько РјРѕР¶РЅРѕ сэкономить время. Р’ действительности пересказ РЅРµ всегда сильно короче. Р�РЅРѕРіРґР°, если есть полчаса, РјРѕР¶РЅРѕ прочитать оригинал. РЈ меня есть статистика, как люди переходят РїРѕ ссылочке «РѕСЂРёРіРёРЅР°Р»», это делают РјРЅРѕРіРёРµ — около 3 тысяч переходов РІ день. Рђ всего РІ день РїРѕСЂСЏРґРєР° 150-200 тысяч уникальных посетителей. РќРѕ что люди делают дальше — сразу закрывают или действительно читают — СЏ РЅРµ знаю.
— Рђ РІС‹ переживаете, что мешаете школьникам изучать литературу? РћР±РІРёРЅСЏСЋС‚ вас?
— РЇ чаще сам себя РѕР±РІРёРЅСЏСЋ, чем меня обвиняет кто-то еще. Конечно, РјРЅРµ наиболее приятен сценарий «РїСЂРѕС‡РёС‚ать краткое содержание, чтобы понять, стоит ли читать оригинал». РњРЅРµ хочется развивать «Р‘рифли» РІ эту сторону, быть РіРёРґРѕРј РїРѕ РјРёСЂСѓ литературы.
РќРѕ есть ученики, которым литература РІ школе вообще РЅРµ интересна. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, потому что учитель плохой или сам человек интересуется чем-то РґСЂСѓРіРёРј. Р� РєРѕРіРґР° его заставляют прочитать то, что ему РЅРµ хочется, РєРѕРіРґР° это чтение РЅРµ доставит ему удовольствия, РєРѕРіРґР° нет причин, чтобы читать, РєСЂРѕРјРµ РґРІРѕР№РєРё РІ журнале, — РІ этом случае краткое содержание может действительно выручить.
Р� РѕРЅРѕ выручает, СЃСѓРґСЏ РїРѕ тому, что пишут школьники РІ комментариях: «РЇ прочитал, Рё РјРЅРµ поставили пять», «РЇ прочитал Рё написал сочинение». РўСѓС‚ СѓР¶Рµ РІРѕРїСЂРѕСЃ РЅРµ РєРѕ РјРЅРµ, Р° Рє учителю: понять, что человек прочитал — оригинал или краткое изложение, — опытному учителю РЅРµ составит труда.
— Какое Сѓ вас отношение Рє преподаванию литературы РІ школе?
— РњРЅРµ кажется, что эти СѓСЂРѕРєРё должны вести РЅРµ литературоведы, Р° психологи. Люди, которые умеют общаться. Р’РѕС‚ если спросить Сѓ типичного родителя, зачем РЅСѓР¶РЅР° литература, РѕРЅ, скорее всего, скажет, что дети учатся общаться, выражать мысли, структурировать РїРёСЃСЊРјРѕ…
Главная страница «Р‘рифли»
— РњРЅРѕРіРёРµ еще РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РїСЂРѕ воспитательную функцию.
— Да, воспитание моральных устоев. РќРѕ если посмотреть несколько первых задач ЕГРпо литературе, то там РѕС‚ учеников требуется знание теории, РЅСѓР¶РЅРѕ отличать СЏРјР± РѕС‚ хорея, РіСЂСѓР±Рѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ. РЇ считаю, что литература должна стать дискуссионным клубом, чтобы люди больше обсуждали РєРЅРёРіРё, Р° РЅРµ форму, течения Рё историю. Подростка РІ 14-15 лет интересуют отношения СЃ родителями, СЃРѕ сверстниками, первая любовь. Рти РІСЃРµ темы интересные, Рё РёС… РјРѕР¶РЅРѕ обсуждать РЅР° примере шедевров литературы Рё классики. Главная цель СѓСЂРѕРєРѕРІ литературы должна быть именно РІ обсуждении, РІ РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё.
— Вам кажется, что принципы преподавания литературы устарели?
— Да. Так как СЏ человек технический, СЏ попытался найти какие-то государственные сайты для школьников, например, библиотеку. Что если СЏ хочу прочитать «РњСѓРјСѓ» Рё Сѓ меня есть РїРѕРґ СЂСѓРєРѕР№ телефон? РЇ РІРІРѕР¶Сѓ «РњСѓРјСѓ», идет частный сайт РїРѕ произведениям Тургенева, потом «Р‘рифли», потом еще РѕРґРёРЅ частный сайт, Рё никаких инициатив РІСЂРѕРґРµ красочной СѓРґРѕР±РЅРѕР№ библиотеки для школьников СЏ РЅРµ РІРёР¶Сѓ.
С технической точки зрения преподавание устарело точно. Например, есть много игровых приложений про изучение английского языка, но про изучение русского языка или литературы мне таких не встречалось. В этой области уже накоплено огромное количество удачных ходов и приемов, и их можно было бы использовать для обучения литературе.
— Замечаете всплески посещаемости РІРѕ время ЕГР?
— Да, ещё был всплеск 2 декабря, РІ Единый день сочинения. РЈ меня сайт сломался, потому что пришло слишком РјРЅРѕРіРѕ людей. Что касается того, РјРѕР¶РЅРѕ ли хорошо написать сочинение СЃ помощью кратких изложений… Если это так, получается, что ты прочитал краткое изложение Рё можешь сам его домыслить, понять конфликт, сопоставить его СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё произведениями… РўРѕРіРґР° это отлично, ты хорошо СѓСЃРІРѕРёР» навыки критического суждения, Сѓ тебя хорошо работает голова. РЇ только завидую таким людям.
— РўРѕ есть РІС‹ считаете сайт РЅРµ только волшебной палочкой для тех, кто ничего РЅРµ хочет делать, РЅРѕ Рё инструментом для тех, кто что-то понимает Рё умеет.
— РњРЅРµ кажется, большинство посетителей пользуется «Р‘рифли», чтобы РЅРµ заниматься тем, РЅР° что жалко времени. Количество школьников РЅР° сайте СЃ каждым РіРѕРґРѕРј растет. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, это РёР·-Р·Р° проникновения интернета.
РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, есть еще культурная причина — конкуренция Р·Р° внимание человека становится РІСЃРµ больше. Сейчас любое СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ время ты можешь занять максимально интересно, Р·Р° твое внимание борются тысячи ресурсов, шутки, мемы, скандалы, расследования, Рё СЃ каждым РіРѕРґРѕРј этот клубок только нарастает.
— Кто-то считает, что СЃ таким клиповым мышлением надо бороться, Р° кто-то думает, что это естественный СЃРїРѕСЃРѕР± адаптироваться Рє потоку информации. Р’С‹ РЅР° чьей стороне?
— Рљ этому РЅСѓР¶РЅРѕ приспосабливаться, это часть нашей Р¶РёР·РЅРё. Р�нформации станет только больше, Р° усилий для ее получения — РІСЃРµ меньше. Может, информация будет поступать сразу РІ РјРѕР·Рі. РќСѓР¶РЅРѕ привыкать действовать РІ этой реальности.
— Рђ то, что знания слишком легко получить, РЅРµ обесценивает РёС…?
— Р�стинная ценность знания — если ты можешь применить его РЅР° пользу себе. Р�РЅРѕРіРґР° это просто: ты узнал, как готовить кофе, пошел Рё приготовил, РіСЂСѓР±Рѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ. Р�РЅРѕРіРґР° сложнее: если РєРЅРёРіР° учит тому, что нельзя убивать Рё РЅСѓР¶РЅРѕ относиться Рє людям уважительно, то это РЅРµ практический навык, Р° моральная установка. Р� РЅСѓР¶РЅРѕ потратить время РЅР° овладение ею, РЅР° то, чтобы разобраться РІ сложной ситуации. Р’РѕС‚ РЅР° это РЅСѓР¶РЅРѕ тратить время, РЅРµ РЅР° РїРѕРёСЃРє информации или РЅР° обсуждение того, чем отличается СЏРјР± РѕС‚ хорея.
— Какова роль учителя РІ информационном обществе? Может ли РѕРЅ посоветовать такие сервисы, как ваш?
— РњРЅРµ кажется, учителей РѕС‚ Р±РѕРіР° очень мало. Большая часть РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° зажечь РІ людях желание читать. РќРѕ РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ помочь ученикам пройти РєСѓСЂСЃ СЃ помощью кратких изложений, экранизаций, аудиокниг. Должно быть РјРЅРѕРіРѕ СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ изучить то или РёРЅРѕРµ произведение, Рё учитель должен выбирать нужный РІ зависимости РѕС‚ того, какой Сѓ него класс. Может быть, РѕРґРёРЅ ученик визуал, Рё ему будет проще посмотреть фильм, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ — аудиал, ему РЅСѓР¶РЅРѕ послушать аудиокнигу, чтобы понять смысл. Есть еще видеопересказы.
Было Р±С‹ Р·РґРѕСЂРѕРІРѕ собраться СЃ учителями Рё подумать: если ученик СѓР¶Рµ зашел РЅР° «Р‘рифли», что РјС‹ можем сделать, чтобы увлечь его чтением?
В отличие от других сайтов, я на странице краткого изложения даю ссылку на оригинал. �ногда даю отрывок из аудиокниги, иногда экранизацию. Я готов дальше развивать это, но не знаю, какими путями. Можно добавлять тесты. Было бы здорово объединиться с учителями литературы и методистами и подумать, как приносить больше пользы, чем вреда.
— Р’С‹ пытались СЃ РЅРёРјРё поговорить?
— Нет, РЅРµ пытался. РњРЅРµ сейчас хочется развивать сайт РІ сторону более взрослой аудитории. Есть огромная сфера РЅРѕРЅ-фикшн литературы, которая РјРЅРµ интересна. Сейчас РјС‹ готовим первый эксперимент такого СЂРѕРґР°, пересказали РєРЅРёРіСѓ РїСЂРѕ ГМО. Может, Р±СѓРґСѓС‚ еще РєРЅРёРіРё политические, пишем пересказ «Р’сей Кремлевской рати».
Вообще, РјРЅРµ кажется, что есть люди, которые СЃ «Р‘рифли» растут. РћРЅРё СЃ 5-РіРѕ класса как начали читать, потом пошли РІ гуманитарный РІСѓР· Рё продолжали пользоваться «Р‘рифли». Р� РјРЅРµ хочется, чтобы РѕРЅРё окончили РІСѓР· Рё так Р¶Рµ заходили РЅР° «Р‘рифли», чтобы узнать, как воспитывать детей, что РЅРѕРІРѕРіРѕ РІ науке. Хочется, чтобы это была универсальная энциклопедия, СЃ которой РјРѕР¶РЅРѕ жить РІСЃСЋ Р¶РёР·РЅСЊ.
— Р’ начале интервью РІС‹ говорили, что чаще сами себя обвиняете. РќРѕ РёР· ваших слов складывается впечатление, что Рё РІРёРЅР° образовательных учреждений есть.
— Р’РёРЅР° образования РІ том, что РѕРЅРѕ РЅРµ заинтересовывает людей, Рё РѕРЅРё РІРІРѕРґСЏС‚ запрос «РєСЂР°С‚РєРѕРµ содержание», Р° РЅРµ «РїСЂРѕС‡РёС‚ать полностью». Любопытно, что раньше большая часть запросов, РїРѕ которым РєРѕ РјРЅРµ РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚, была типа «РєСЂР°С‚РєРѕРµ содержание название РєРЅРёРіРё». РќРѕ сейчас РјРѕР№ сайт вышел вверх Рё стоит РЅР° первом месте, если просто ввести название некоторых РєРЅРёРі.
РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, СЏ чувствую РІРёРЅСѓ, если школьник РІРІРѕРґРёС‚ «РџСЂРµСЃС‚упление Рё наказание» Рё первым РІРёРґРёС‚ РјРѕР№ сайт. РћРЅ Р¶Рµ еще РЅРµ сформулировал запрос, может, РѕРЅ хотел прочитать полностью, Р° тут «Р‘рифли». РќРѕ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, это Р¶Рµ РЅРµ СЏ делаю, Р° люди — РѕРЅРё сами чаще выбирают краткое содержание вместо оригинала, поэтому сайт РЅР° первых местах РІ выдаче.
Никто серьезно РЅРµ бьется Р·Р° эти позиции — выходить первым РїРѕ запросу «РџСЂРµСЃС‚упление Рё наказание». Р’РѕС‚ если Р±С‹ был сайт, который позиционировал себя как «РјС‹ бесплатная библиотека, Сѓ нас читать СѓРґРѕР±РЅРѕ Рё интересно, Сѓ нас широкий функционал». Есть только «Р‘укмейт» Рё «Р›РёС‚рес» для взрослых людей. РќРѕ нет такого Р¶Рµ сайта РїСЂРѕ оригиналы для школьников, которым Р±С‹ постоянно кто-то занимался.
— Сами РЅРµ думали этим заняться?
— Думал. Рто РЅРµ так СѓР¶ Рё сложно, РЅРѕ ведь нельзя РѕРґРёРЅ раз разместить РєРЅРёРіРё. РќСѓР¶РЅРѕ поддерживать, исправлять опечатки, добавлять произведения, тратиться РЅР° поддержку. Рђ РјРЅРµ сейчас хочется уйти РѕС‚ школьной тематики Рё заняться тем, что РјРЅРµ теперь интересно. РЈ меня эгоистичная такая цель.
— Р’С‹ считаете себя больше предпринимателем Рё техническим человеком, Р° РЅРµ тем, кто должен спасти наше образование Рё литературу. РќРѕ помочь были Р±С‹ РЅРµ против.
Ровно так.
Страница источника материала:
http://www.7ya.ru/article/Kratkoe-soderzhanie-ili-chitat-polnostyu-Literatura-i-zhizn/