«Р”авай поиграем!» — как часто РјС‹ слышим эту РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ РѕС‚ детей. Р� какую РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ радость РѕРЅРё испытывают, РєРѕРіРґР° РјС‹ соглашаемся. РњС‹ можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя СЃ ребенком, РјС‹ следуем Р·Р° его желанием: РѕРЅ сам объясняет нам, что надо делать. Рђ РјС‹, если СѓР¶ решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем РІСЃРµ его требования.

�гра в жизни ребенка младшего возраста. В какие игры играть ребенку? Развитие навыков общения

Однако РёРіСЂР° — это РЅРµ только удовольствие Рё радость для ребенка, что само РїРѕ себе очень важно. Р’ РёРіСЂРµ ребенок закрепляет навыки, которыми РѕРЅ недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей РїСЃРёС…РёРєРё. Дети РІ РёРіСЂРµ чувствуют себя самостоятельными — РїРѕ своему желанию общаются СЃРѕ сверстниками, реализуют Рё углубляют СЃРІРѕРё знания Рё умения. Р�грая, дети познают окружающий РјРёСЂ, изучают цвета, форму, свойства материала Рё пространства, знакомятся СЃ растениями, животными, адаптируются Рє многообразию человеческих отношений, Рё С‚.Рґ.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. � это естественно.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. �гра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

�гра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Пример РёР· практики. Дети РІ садике импульсивно играли РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј. Каждый ребенок занимался СЃРІРѕРёРј делом: рисовал, готовил обед, качал РєСѓРєРѕР», играл РІ магазин, РґР° Рё просто бегал. РћРЅРё настолько были увлечены играми, что даже РЅРµ обращали внимания РЅР° то, что РІ РіСЂСѓРїРїРµ стоял невероятный РєСЂРёРє, который заглушал РёС… самих. РќР° РїСЂРѕСЃСЊР±С‹ воспитателя вести себя тише, дети почти РЅРµ реагировали. РќРѕ тут взрослый РіСЂРѕРјРєРѕ сказал: «Р РµР±СЏС‚Р°, давайте представим, что РјС‹ рыбки РІ РјРѕСЂРµ. РњС‹ надуем щечки Рё поплывём путешествовать. Рђ как РІС‹ РІСЃРµ знаете, рыбы РЅРµ умеют разговаривать, РѕРЅРё молчат, будто набрали РІ СЂРѕС‚ РІРѕРґС‹». Р�, конечно же, после этой предложенной РёРіСЂС‹, дети успокоились Рё СЃ большим удовольствием начали изображать рыб. Р’ РіСЂСѓРїРїРµ воцарилась тишина.

Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. �гра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

Р�РіСЂР° Р±СѓСЂРЅРѕ развивает воображение ребенка: РёР· стульев РѕРЅ сооружает поезд, РёР· РєСѓР±РёРєРѕРІ гараж. Ребенок постоянно импровизирует РІ РёРіСЂРµ. Пытается задействовать всех Рё РІСЃСЏ РІРѕРєСЂСѓРі себя. Хорошо, РєРѕРіРґР° взрослый помогает придумывать сюжеты, Р° главное — непосредственно участвует РІ РёРіСЂРµ. Этим РѕРЅ РЅРµ просто доставляет ребенку радость, Р° помогает ему РІ развитии.

Дети, наблюдая Р·Р° взрослыми, стремятся подражать РёРј РІРѕ всем, жить СЃ РЅРёРјРё РЅР° равных, РІРѕСЃРїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏ РІ РёРіСЂРµ то, что РёРј близко Рё интересно (действия людей РІ быту, трудовые процессы, отношения людей РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ, РёС… отдых, развлечения Рё С‚.Рґ.). Р’ этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик — самолет, мама учит дочку, Р° РЅРµ наоборот). Такие РёРіСЂС‹ называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. РћРЅРё присущи ребенку после 3-4 лет.

Читайте:  Ребёнок занят - мама отдыхает. Идеи игр для летней прогулки с ребёнком


Возрастные периоды игры у детей младшего возраста

В 2-3 года ребенок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать.

Р’ этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих РёС… взрослых, приравнивая себя Рє РЅРёРј. Р�РіСЂР° Сѓ младших детей РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј возникает РІ результате попавшего РІ СЂСѓРєРё предмета, С‚. Рє. каждый новый предмет — это новая РёРіСЂР°.

Р�гровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. РћРЅРё РЅРµ связаны РІ единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться Рє первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, РЅРµ осложнять РёРіСЂСѓ длинными ролями, постараться «РѕР¶РёРІРёС‚СЊ» для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, РІРѕ что можно СЃ РЅРёРјРё поиграть Рё обязательно участвовать РІ РёРіСЂРµ.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Немалую роль РІ развитии ребенка играют РёРіСЂС‹-драматизации. Р’ качестве сюжета можно использовать СЂСѓСЃСЃРєРёРµ народные сказки: «РљРѕР»РѕР±РѕРє», «РўРµСЂРµРјРѕРє», «Р РµРїРєР°» Рё РґСЂ. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить Р·Р° персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

Многие родители боятся того, что их дети сильно увлекаются игрой и совершенно не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни. Но так ли это на самом деле? Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности. На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Вот практический пример, игра, которая была предложена детям.

Сказка «РўСЂРё медведя»

Материал:

Вместо медведей детям предложили целые спички Рё половинки (СЃ предварительно отрезанными серными головками), Р° вместо кроватей — спичечные РєРѕСЂРѕР±РєРё.

Цель:

Дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.

Результат:

Р’СЃРµ дети, даже самые маленькие, одинаково сделали СЃРІРѕР№ выбор: полспички — это Мишутка, целые спички — мама Рё папа, РєРѕСЂРѕР±РєРё — постели Рё С‚.Рґ. РљРѕРіРґР° же РёРј предлагали сделать РґСЂСѓРіРѕР№ выбор (полспички — мама, Р° целая — Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: «РўР°Рє РЅРµ бывает».

РќРѕ предметная РёРіСЂР°, РёРіСЂР° СЃ предметами заместителями — это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой РёРіСЂС‹, которая становится ведущей деятельностью РІ дошкольном возрасте.

У детей 3-4-летнего возраста основой игры становится воспроизведение отношений между собой. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но и вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним. Центральным моментом в играх дошкольников становятся отношения между взрослыми людьми, особенности их общения.

РќРѕ, чтобы воспроизвести эти отношения, необходимо выдержать определенную РёРіСЂРѕРІСѓСЋ роль. РўРѕ есть, выполнить те обязанности, которые накладывает каждая роль, Рё осуществить те права, которые даются ею. Доктор обязан быть вежливым Рё внимательным СЃ пациентами, соблюдать необходимую последовательность действий РїСЂРё лечении. РџСЂРё этом РѕРЅ имеет право пользоваться игрушками — атрибутами, которые Сѓ него есть. Пациент обязан выполнять предписания врача, РЅРѕ РІ то же время имеет право жаловаться РЅР° самые различные болезни, требовать новых лекарств.

Для того чтобы роли были более «СЂР°Р·РІРµСЂРЅСѓС‚ыми», дошкольники переходят РѕС‚ отдельных действий СЃ игрушками (кормление, одевание, укладывание спать) Рє воспроизведению целой цепочки действий. Постепенно ребенок начинает выполнять принятую РЅР° себя роль.

Читайте:  Как алкоголь влияет на фигуру?

Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий

Содержание игры:

Вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т.д.

В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень.

Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.

Наша обязанность — наблюдать Р·Р° ребенком, как РѕРЅ играет РЅР° улице, СЃРѕ сверстниками, умеет ли договариваться СЃ детьми Рѕ выполнении своей роли. Помогать ему РІ этом. РќРѕ делать это незаметно, непринужденно. Ведь именно коллективная РёРіСЂР° развивает Сѓ ребенка умение устанавливать отношения СЃРѕ сверстниками. Если Сѓ ребенка возникли трудности, взрослый должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить, как лучше распределить роли, Рё, конечно же, стать партнером РїРѕ РёРіСЂРµ. Помогая ребенку импровизировать РїРѕ С…РѕРґСѓ РёРіСЂС‹, взрослый развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения СЃ партнерами.

�гры, развивающие навыки общения

Педагогами-психологами разработаны прекрасные программы развивающих занятий для дошкольников, которые направлены на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

�гра 1. Раздувайся, пузырь!

(Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры:
Научить ребенка последовательному выполнению РґРІСѓС… ролей — приглашаемого Рё приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание РґСЂСѓРіРёС… детей Рё самому проявить это внимание. Р�РіСЂР° требует большой согласованности движений Рё внимания Рє партнеру.

Описание игры:
Взрослый РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· детей Рё приглашает его поиграть («РљР°Рє тебя Р·РѕРІСѓС‚?», » Машенька, пойдем играть!»). Р’Р·СЏРІ ребенка Р·Р° СЂСѓРєСѓ, взрослый РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ СЃ РЅРёРј Рє следующему малышу Рё спрашивает, как его Р·РѕРІСѓС‚. Повторяя РёРјСЏ ребенка, РѕРЅ предлагает Рё ему присоединиться Рё подать СЂСѓРєСѓ Машеньке. Втроем РѕРЅРё РёРґСѓС‚ приглашать следующего ребенка Рё С‚.Рґ. РљРѕРіРґР° РІСЃРµ дети Р±СѓРґСѓС‚ приглашены, РѕРЅРё вместе СЃ взрослым берутся Р·Р° СЂСѓРєРё, образуя РєСЂСѓРі (» Посмотрите, как нас РјРЅРѕРіРѕ! Какой большой РєСЂСѓРі получился, как пузырь! — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ взрослый. — Рђ теперь, давайте, сделаем маленький кружок»). Р’СЃРµ вместе становятся тесным кружком Рё начинают «СЂР°Р·РґСѓРІР°С‚СЊ пузырь», делая шаги назад. РџСЂРё этом произносятся следующие слова: «Р Р°Р·РґСѓРІР°Р№СЃСЏ, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, РґР° РЅРµ лопайся!». РљРѕРіРґР° получится большой РєСЂСѓРі, взрослый РІС…РѕРґРёС‚ РІ него Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Р›РѕРїРЅСѓР» пузырь!» Р’СЃРµ хлопают РІ ладоши, РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏС‚ «РҐР»РѕРї» Рё сбегаются Рє центру. После этого РёРіСЂР° начинается сначала.

Правила игры:

  • РљРѕРіРґР° пузырь раздувается — двигаться назад Рё Рє концу текста взяться Р·Р° СЂСѓРєРё.
  • РќР° слово » Хлоп » СЂСѓРєРё разнимаются, Рё РІСЃРµ бегут Рє центру. Давать СЂСѓРєСѓ любому, кто оказался СЂСЏРґРѕРј.
  • Р�РіСЂР° РІ жизни ребенка младшего возраста. Р’ какие РёРіСЂС‹ играть ребенку? Развитие навыков общения

    �гра 2. Карусели

    (Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.)

    Задача игры:
    Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

    Описание игры:
    Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру.

    РљРѕРіРґР° РІСЃРµ участники РёРіСЂС‹ собираются РІ общую цепочку, РѕРЅР° замыкается Рё образуется РєСЂСѓРі. «РЎРµР№С‡Р°СЃ РјС‹ будем кататься РЅР° карусели, — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ взрослый.- Повторяйте слова Р·Р° РјРЅРѕР№ Рё двигайтесь дружно РїРѕ РєСЂСѓРіСѓ, чтобы карусель РЅРµ сломалась». Держась Р·Р° СЂСѓРєРё, дети вместе СЃ воспитателем движутся РїРѕ РєСЂСѓРіСѓ Рё РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏС‚ следующие слова: «Р•Р»Рµ-еле, еле-еле завертелись карусели. Рђ потом, потом, потом РІСЃС‘ бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, РЅРµ спешите, карусель остановите. Раз-РґРІР°, раз-РґРІР° (пауза). Р’РѕС‚ Рё кончилась РёРіСЂР°».

    Читайте:  Что положить в ланч-бокс школьнику. Рецепты от мам

    Движения:

    Сначала карусель медленно движется РІ правую сторону. Темп речи Рё движения постепенно ускоряются. РќР° слова «РїРѕР±РµР¶Р°Р»Рё» карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, Рё РЅР° словах «СЂР°Р·-РґРІР°» РІСЃРµ останавливаются. Потом дети собираются РІ РєСЂСѓРі, Рё РёРіСЂР° начинается сначала.

    Правила игры:

  • Крепко держать РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° Р·Р° СЂСѓРєРё, чтобы РІРѕ время движения РєСЂСѓРі РЅРµ обрывался.
  • Поворачиваться лицом РІ сторону движения карусели.
  • Подчиняться общему темпу движения Рё дружно С…РѕСЂРѕРј произносить слова.
  • Р�РіСЂР° 3. Куклы пляшут

    (Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.)

    Задача игры:
    Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. �гра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

    Описание игры:

    Взрослый РіРѕРІРѕСЂРёС‚ детям: «РЎРјРѕС‚рите, какие куклы сегодня пришли поиграть СЃ нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, РЅРѕ сами РѕРЅРё плясать РЅРµ умеют. Ведь РѕРЅРё совсем маленькие Рё привыкли, что РёС… берут РЅР° СЂСѓРєРё Рё танцуют СЃ РЅРёРјРё». Показывает. Потом РѕРЅ предлагает нескольким детям выбрать РєСѓРєРѕР» Рё потанцевать СЃ РЅРёРјРё (произвольно). «Рђ теперь, — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ взрослый,- подумайте, РєРѕРјСѓ передать СЃРІРѕСЋ куклу». Р�РіСЂР° продолжается РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° РІСЃРµ дети РЅРµ попляшут СЃ куклами.

    Правила игры:

  • Р’ начале РёРіСЂС‹ каждый выбирает себе куклу сам, ссориться РёР·-Р·Р° игрушек нельзя.
  • Куклу можно передавать только тому, кто ещё РЅРµ плясал.
  • Р�РіСЂР° 4. РџРѕ дорожке Валя шла

    (Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.)

    Задача игры:
    Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

    Описание игры:

    Р’СЃРµ дети С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ РєСЂСѓРіСѓ, Р° кто-РЅРёР±СѓРґСЊ РѕРґРёРЅ (Валя), РєРѕРіРѕ заранее выбирает взрослый, находится РІ центре Рё выполняет движения, соответствующие следующим словам: «РџРѕ дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла». Дети, кружась Р·Р° СЂСѓРєРё, РёРґСѓС‚ РїРѕ РєСЂСѓРіСѓ вправо, Р° Валя, находясь внутри РєСЂСѓРіР°, — влево. «Р’аля тапки примеряла, чуть надела — захромала».

    (Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)

    «РЎС‚ала Валя выбирать, РєРѕРјСѓ тапочки отдать. Коле тапки хороши, РЅР°, надень Рё попляши».

    (Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.)

    Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

    Правила игры:

  • Выполнять движения РІ строгом соответствии СЃ текстом.
  • Выбирать тех детей, которые ещё РЅРµ были РІ РєСЂСѓРіСѓ Рё РЅРµ плясали.
  • Р’СЃРµ предложенные РёРіСЂС‹ очень просты РІ применении, занимательны Рё интересны. Р�С… можно проводить как РІ помещении, так Рё РЅР° улице. РќРµ бойтесь экспериментировать Рё придумывать новые РёРіСЂС‹ для детей. Р’СЃРµ правильно придуманные Рё направленные РЅР° развитие детей РёРіСЂС‹ хороши, тем более, если РІС‹ принимаете РІ РЅРёС… непосредственное участие.

    Р�РіСЂР° — это зеркало окружающей ребенка жизни. Р�РіСЂР° — это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень РёС… развития.

    РњС‹ должны принимать РІСЃРµ меры для того, чтобы общее психическое развитие ребенка было РІ РЅРѕСЂРјРµ. Чтобы наши дети бесконтрольно РЅРµ смотрели РїРѕ телевизору или видеомагнитофону телесериалы Рё «СѓР¶Р°СЃС‚РёРєРё», перенося РёС… травмирующие РїСЃРёС…РёРєСѓ сюжеты РІ СЃРІРѕРё РёРіСЂС‹, Р° познавали окружающий РјРёСЂ через РїСЂРёР·РјСѓ РґРѕР±СЂР° Рё красоты. Только тогда РёРіСЂР° для малыша станет полезной Рё познавательной. Р� именно РѕС‚ такой РёРіСЂС‹ РѕРЅ получит РІСЃРµ то, что пригодится ему РІ дальнейшей жизни.

    Источник

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here