В России создают мини «Искандер»

Фото: Донат Сорокин/ ТАСС

Похоже, что официальная информация о состоянии оборонно-промышленного комплекса сведена к абсолютному минимуму. Новости поступают исключительно от анонимных источников информационных агентств и периодических изданий. Вот и на сей раз в газету «Известия» пришли источники из ОПК и рассказали о том, что «новым системам вооружения хватит нескольких секунд, чтобы уничтожить цель на расстоянии ста километров».

Речь идет о создании в рамках темы «Клевок-Д2» (источники утверждают, что это условное название) гиперзвуковых миниракет, дальность полета которых должна достигать 100 км. Эта легкая ракета создается не на пустом месте. За основу взяли сверхзвуковой ракетный комплекс «Гермес», о котором много говорили в августе в связи с представлением комплекса, создающегося уже почти два десятка лет, на форуме «Армия-2020». Дальность у него та же — 100 км. Однако это относится к наземной модификации. Авиационная модификация «Гермес-А», которой предполагают вооружить ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28НМ «Ночной охотник», способна поражать цели, удаленные на 20 км.

Достоинства ракеты «Гермес» заключаются в том, что она относится к типу «выстрелил и забыл». То есть на финальном участке маршрута наводится на цель при помощи головки самонаведения, тип которой держится в секрете. В связи с чем «Гермес» начали называть «гробовщиком американской ПТУР Джавелин».

И еще одно важное достоинство — легкость и компактность. Вес в транспортно-пусковом контейнере всего лишь 130 кг, диаметр — 210 мм, длина — 3500 мм. То есть пусковую установку, состоящую из блока на 12 ракет можно устанавливать «на чем угодно» — вплоть до катеров и бронеавтомобилей «Тигр». При этом ракета обладает вполне солидной боевой частью, пробивающей 1000 мм брони.

Читайте:  Израиль сбил сирийский истребитель со своей территории

«Известия» пишут, что новая гиперзвуковая ракета не выйдет за пределы массогабаритных характеристик «Гермеса». Ну, или, может быть, слегка потяжелеет. Все-таки получить гиперзвуковую скорость «бесплатно» не получится.

Список целей, с которыми способен работать «Клевок» тот же самый, что и у «Гермеса». Штабы, пункты управления, артиллерия, бронетехника, самолеты и вертолеты на стоянках. Морская модификация, должна появиться и такая, смогут нанести серьезные повреждения кораблям вплоть до класса корветов. Может вестись стрельба и по береговым целям.

Если в авиационной модификации целеуказание ракете выдает бортовая РЛС вертолета или самолета-штурмовика, то для наземной все несколько сложнее, поскольку цель может находиться за пределами радиовидимости локаторов. Поэтому должны широко использоваться внешние источники информации о координатах нахождения объектов, подлежащих уничтожению. К ним относятся разведывательные беспилотники, самолеты ДРЛОиУ, а также подразделения войсковой разведки.

«Клевок» называют миниатюрным «Искандером». В силу своей миниатюрности он, конечно, не может относиться к классу оперативно-тактических ракетных комплексов. Его компетенция — тактическая глубина, что крайне полезно для успешных действий мотострелковых дивизий, которые должны в обозримом будущем получить это мощное оружие.

Как и «Гермес», «Клевок-Д2» будет иметь бикалиберную ракету, состоящую из двух ступеней. Ракетой точно такого же типа оснащен зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь». При этом вторая ступень имеет меньший диаметр. Это сделано для того, чтобы минимизировать сопротивление воздуха, которое тормозит полет ракеты.

А теперь о скорости. Максимальная скорость ракеты «Гермес» — 1000 м/с или примерно 3 М. У «Клевка» она, как сообщают «Известия», будет равна 5 М, то есть находиться на нижней границе гиперзвуковых скоростей.

Читайте:  Робототехнический комплекс Ripsaw M5

В связи с чем попытаемся ответить на вопрос: сможет ли ракета «Клевок» преодолеть 100 километров за несколько секунд? Как это заявлено источниками «Известий». Упростим задачу, приняв идеальные условия полета, то есть ракете не требуется потратить какое-то время на разгон, и она со старта полетит со скоростью 5 М.

Скорость звука в воздухе (то есть 1 М) равна 331 м/с. Или 0,331 км/с. Пять скоростей звука или 5 М = 1, 655 км/с. Разделив путь (100 км) на скорость (1, 655 км/с) получаем 60,42 секунды. То есть минуту. И еще к ней будет довесок секунд в 20, поскольку источники сообщили, что разгон ракеты продолжатся 40 секунд.

Но плохи те источники, которые не способны приукрасить передаваемую информацию. Поэтому «Клевок» будет способен поразить танк первой же ракетой с вероятностью 98−99%. А максимальное отклонение ракеты на дистанции в 100 километров не превысит полметра. Тут, конечно, источники поскромничали на фоне фантазий министра Армии США Райана Маккарти, заявившего в середине октября, что боевой планирующий блок CHGB отклоняется от цели не более на 15 сантиметров.

Но вот заявление о типе двигателя, который предполагается использовать в перспективной ракете, настораживает. Утверждается, что вторая ступень оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). Однако этот тип двигателя не способен обеспечивать гиперзвуковую скорость. Он вытягивает порядка 3−4М. Используется, например, в противокорабельной ракете «Оникс», максимальная скорость которой равна 2,6 М.

Для полета на скоростях от 5 М и выше должна использоваться разновидность ПВРД, называющаяся гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). Схемы обоих этих двигателей очень похожи, но в части сложности практической реализации этой схемы разница громадная. В настоящий момент ни в одной стране мира нет ни одного ГПВРД, выпускающегося серийно. Есть только макеты, на которых долгие годы проводятся эксперименты по поддержанию устойчивой работы двигателя. Так что насчет ПВРД неувязочка вышла.

Читайте:  Американская субмарина всплыла на поверхность недалеко от российской базы в Арктике

Научно-исследовательские работы по созданию ГПВРД начались в Советском Союзе в 70-е годы в МКБ «Радуга». В 80-е годы НИР переросла в ОКР. И к концу десятилетия ракета Х-90 уже устойчиво летала со скоростью от 3 М до 4 М.

Еще больших результатов в 90-е годы добились в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, где была достигнута скорость в 6,5 М. Правда, во-первых, неизвестно, как долго эта скорость выдерживалась. Во-вторых, это был не опытный образец ракеты, а летающая лаборатория на базе зенитной ракеты от ЗРК С-200.

В российских гиперзвуковых ракетах «Кинжал» (модификация «Искандера») и «Циркон» используется твердотопливный ракетный двигатель (ТТРД). Он работает на смесевом топливе, которое представляет собой смесь топлива и окислителя. С ГПВРД пока ничего не получается. Так что будем считать, что в ракете «Клевок» используется двигатель неведомого типа.

Военное обозрение

В США оценили боевые качества советского истребителя МиГ-29

МИД РФ опроверг гибель российских пограничников в Армении

Трамп призвал молиться, чтобы США никогда не использовали свое новое оружие

Британских военных ошеломило количество российских подлодок в Атлантике

Все материалы по теме (2848)
Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here